Павленков Флорентий Федорович
Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иван IV Грозный, Е. А. Соловьева.- Богдан Хмельницкий, Яковенко.- М. С. Щепкин, А. А. Ярцева.


   Жизнь замѣчательныхъ людей. Біографическая библіотека Ф. Павленкова: Иванъ IV Грозный, Е. А. Соловьева.-- Богданъ Хмельницкій, Яковенко.-- М. С. Щепкинъ, А. А. Ярцева. То, что мы говорили въ прошлый разъ о пріемахъ г. Соловьева, вполнѣ примѣнимо и къ его новому очерку. Авторъ пишетъ умѣло и интересно, даетъ тонкій и остроумный психологическій анализъ, но въ своемъ стремленіи дать болѣе опредѣленное и яркое освѣщеніе личности доходитъ до односторонности. Въ характеристикѣ Ивана IV г. Соловьевъ примѣнилъ исключительно психологическій, лучше сказать -- психіатрическій, методъ и, нужно отдать ему справедливость, примѣнилъ его очень удачно. "Наслѣдственное предрасположеніе и мерзость воспитанія" способствовали развитію у Грознаго особой формы душевнаго разстройства (moral insanity), наиболѣе существенными симптомами которой были жестокость и эротическое изступленіе; болѣзненно развитое воображеніе, слабоволіе, трусость и подозрительность были признаками той же болѣзни. Таковъ взглядъ автора на личность Ивана IV, и эта точка зрѣнія проведена послѣдовательно и остроумно отъ начала до конца. Характеристика получается сильная и рѣзкая, но нѣсколько односторонняя. Задавшись цѣлью изобразить грознаго царя, какъ явленіе патологическое, авторъ занялся, главнымъ образомъ, психологическимъ анализомъ личности, мало касаясь государственной дѣятельности Ивана IV или касаясь ея постольку, поскольку это подтверждало его точку зрѣнія. Отказывая Грозному во всякой оригинальности, г. Соловьевъ лучшія стороны его государственной дѣятельности приписываетъ вліянію окружавшихъ его лицъ и потому считаетъ ее не имѣющей существеннаго значенія для выясненія личности. Какъ бы тамъ ни было, но такіе крупные факты, какъ судебникъ Ивана IV, его земскія реформы, земскій и стоглавый соборы, должны были найти мѣсто въ этомъ очеркѣ и сообщили бы ему болѣе историческаго интереса. Не обходится также и безъ противорѣчій. Коротко характеризуя государственную дѣятельность Грознаго, авторъ признаетъ, что его внѣшней политикѣ нельзя отказать въ широтѣ и блескѣ замысловъ, а въ другомъ мѣстѣ (стр. 29) говоритъ, что Ливонскую войну царь затѣялъ просто по духу противорѣчія. Тѣмъ не менѣе, очеркъ г. Соловьева читается съ живымъ интересомъ. Въ заключеніе авторъ даетъ слѣдующую краткую, но сильную оцѣнку царствованія Грознаго: "Что бы ни говорили намъ о блескѣ его правленія, мы никогда не должны забывать о главномъ результатѣ его, этотъ результатъ -- развращеніе народа... Ужасы монгольскаго ига, выработавшіе въ русскомъ характерѣ такую приниженность, забитость, привычку отражать пассивно всѣ бѣды, были доведены Грознымъ до крайности... Какъ госуда.рь, Грозный совершилъ величайшее преступленіе, уничтожая въ народѣ все выдающееся, героическое, славное".
   Г. Яковенко далъ обстоятельную біографію Богдана Хмельницкаго. Очеркъ не отличается живостью изложенія, но содержателенъ. Авторъ предварительно знакомитъ съ главными моментами исторіи Малороссіи, происхожденіемъ козачества, положеніемъ населенія и т. п. Такимъ образомъ, Богданъ Хмельницкій является въ очеркѣ какъ главное лицо исторической драмы, его жизнь и дѣятельность разсматриваются въ тѣсной связи съ ходомъ развитія этой драмы. Характеристика знаменитаго гетмана безпристрастна и разностороння; указывая на значеніе и крупныя заслуги Хмельницкаго, авторъ не скрываетъ нигдѣ и его слабыхъ сторонъ.
   Интересно и живо написана г. Ярцевымъ біографія Щепкина. Кромѣ подробнаго изложенія жизни и дѣятельности великаго артиста, авторъ попутно знакомитъ съ условіями театральнаго дѣла въ описываемую эпоху, рисуетъ общественное положеніе актеровъ того времени, какъ свободныхъ, такъ и крѣпостныхъ. Очень удачна и характеристика Щепкина, ярко обрисовывающая глубоко-симпатичный образъ этого "артиста-человѣка". Въ концѣ очерка приложены краткія біографіи и характеристики артистовъ: Мочалова, Каратыгина, Мартынова и Садовскаго.

"Русская Мысль", кн.V, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru